- авункулат
авункула́т (от лат. avunculus брат матери), широко распространённый в традиционных обществах социальный институт, оформляющий особые отношения между индивидом (чаще мужского пола, реже женского) и братом его/её матери. Характер этих отношений варьирует от высокой степени близости (дядя по матери играет более важную роль в жизни человека, чем родной отец, является его главным воспитателем, передаёт ему по наследству статус и имущество и т. д.) до чисто символических, ритуально-поведенческих правил, выделяющих отношения между братом женщины и её детьми на фоне остальных родственных связей (некоторые формы подшучивания, подарки со стороны дяди по матери, ритуальное воровство со стороны племянников и т. п.).
Вопрос о происхождении и функциональном смысле авункулата не считается окончательно решённым. В отечественной этнологии длительное время господствовала введённая эволюционистами XIX веке гипотеза, исходившая из универсальности родовой организации (см. Род) и единообразия исторической преемственности между материнско- и отцовско-родовой системами (см. Матрилинейность, Патрилинейность). В соответствии с ней авункулат порождается условиями материнского рода, когда в обществе и семье доминируют не мужья, а братья женщин, через которых прослеживается родство. При переходе к отцовскому роду и даже позднее авункулат сохраняется как пережиток, указывающий на былую матрилинейность счёта родства.
В зарубежной этнологии уже на рубеже XIXXX веков стали отрицаться универсальность рода и единая схема смены линейности родственных структур. Сторонники этой позиции объясняли авункулат не как пережиток одной эпохи в условиях другой, но как обычай, функционально нагруженный в матрилинейных, равно как и в патрилинейных, обществах. Если в первом случае ведущая роль брата матери в воспитании детей (в особенности сыновей) сестры изначально обусловлена его доминирующим положением, то во втором авункулат призван активизировать и укреплять связи человека с ближайшим родственником его матери (часто не с ним одним: роль матрилатерального деда тоже может быть значительной) в качестве противовеса доминирующей патрилатеральной родне (см. Матрилатеральность, Патрилатеральность). Сильным аргументом в пользу последней точки зрения, выдвинутым А. Рэдклиффом-Брауном, является распространение в традиционных обществах наряду с авункулатом обычаев, отводящих особую роль в жизни человека сестре его отца, которая как в патрилинейных, так и в матрилинейных системах обычно территориально и социально удалена от индивида (то есть принадлежит к другой родственной группе), вследствие чего активизация отношений с нею требует специальной институализации. Таким образом, оба эти института выполняют функцию расширения социально значимых родственных связей индивида.
О. Ю. Артёмова
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.